28 апреля 2016, четверг, 11:03
Erid: 2VtzqwJjqCN

Исмагил Шангареев: Мир глазами мусульманина. Коронавирус как глобальный Вызов и адекватные Ответы шведской политической системы

НИА-Севастополь

В современном мире коронавирус стал тестом не только для системы Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), но и проверкой на прочность с точки зрения культуры выживаемости человечества на современном этапе. Провал системы эпидемиологической безопасности ВОЗ - очевиден, но это предмет анализа специалистов. А вот культура выживания - это проблема, о которой пока никто не говорит, но она не становится от этого менее актуальной в сложившихся условиях.

Обозначив свой подход к анализу проблемы тезисом: «Мир глазами мусульманина», я не в коей мере не имел ввиду религиозную сторону вопроса, но стремился подчеркнуть ценность цивилизационной составляющей исламской культуры, которая накопила в далеком прошлом не мало эффективных подходов в борьбе в противостоянии эпидемиям.

Опыт культуры выживания

Что в основе этого опыта может быть взято на вооружения сегодня, спросит нетерпеливый читатель?

Начну с главного.

Мусульманская средневековая притча:

Встретились как-то на дороге Паломник и Чума.

⁃ Куда идёшь? - спросила Чума Паломника.

⁃ В Мекку. А ты, Чума куда идёшь?

⁃ В Багдад. Хочу забрать пять тысяч человек - отвечает Чума.

Разошлись они, а через год встретились на той же дороге.

⁃ А ведь ты меня обманула, - сказал паломник Чуме. - Ты говорила, что заберёшь пять тысяч человек, а сама взяла пятьдесят тысяч!

⁃ Нет, - ответила Чума, - я сказала правду. Я была в Багдаде и забрала свои пять тысяч человек. Остальные умерли от панического страха.

 Эта притча не просто опыт, но результат развития культуры выживания в трудах крупнейших врачей-энциклопедистов исламского мира Абу Барка ар-Рази (Разеса) и Абу Али Ибн Сины (Авиценны) которые создали основы эпидемиологии опираясь исключительно на эмпирические знания.

Так Абу Бакр ар-Рази был сторонником того, что очень большое значение в распространение инфекционных заболеваний имеют внутренние и внешние факторы. Из внутренних он выделял полноценное питание, отмечая, что при эпидемиях погибают в основном беднейшие слои населения, чье питание однообразно и скудно. Из внешних факторов он указывал на опасность изменений в окружающей среде, в температуре и влажности воздуха, рассматривая любые климатические аномалии как потенциальные риски возникновения эпидемий. Как здесь не вспомнить о глобальном изменении климата в наши дни.

Абу Али Ибн Сина обращал особое внимание на контактный путь передачи болезней (См.  https://www.instagram.com/p/B-ARKhSj6r0/) .

В частности, он рекомендовал во время эпидемий промывать деньги в уксусе, прежде чем запускать их дальнейший в оборот. Коронавирус, по последним данным, на медной или стальной поверхности выживает считаные часы, но вот на бумаге при подходящей влажности остается заразным несколько суток. Думаю, это актуальный вопрос для современной банковской системы.

В истории медицины, сохранилось описание эксперимента, который Ибн Сина проводил для доказательства, что страх убивает быстрее, чем любая болезнь. Он купил двух баранов, и поместил их в сарае, но так, что один видел волка, живущего здесь же в клетке, а другой не видел. Ибн Сина кормил их одинаково, но при этом, тот баран, который не видел волка жирел на глазах, был весел и бодр, а тот, который, находясь здесь же видел хищника, буквально таял на глазах. 

Страх убивает, хотел сказать этим простым экспериментом Ибн Сина и сегодня, когда людям по всем каналам СМИ «показывают волка», многие становятся заложниками своих страхов, теряют жизненные силы и превращаются в  легкую добычу пандемии.

В духе мусульманской притчи

Хочу с удовлетворением отметить, что Королевство Швеции — одна из немногих стран, которая проводит очень взвешенную и поэтапную политику введения карантинных мероприятий.  Нет социальной напряженности и театральных карантинов с участием военизированных подразделений, которые создают напряженность в обществе и вызывают страх в общественном сознании. Но при всем этом, ведется большая целенаправленная работа.

Государственный эпидемиолог Швеции Андерс Тингелл заявил, что отслеживать точное число случаев заражения коронавирусом в стране на данный момент бессмысленно. В отличие от своих коллег во всем мире, он считает, что «Невозможно и бессмысленно устанавливать точное число зараженных. В этом случае нужно использовать другие стратегии». По словам Тингелла, на данный момент необходимо сконцентрироваться на защите наиболее уязвимых групп населения.

Борьба в коронавирусом Швеции сейчас в самом разгаре и, несомненно, в самое ближайшее время наступит китайский эффект спада активности вируса. Но главное, не происходит никакого социального перегруза, сдвига в общественном сознании в сторону панических настроений. Общество психологически здорово, и весь бизнес, вся экономическая конструкция, продолжает функционировать, лишь с некоторыми ограничениями, в обычном режиме.

Взгляд со стороны

В России точку зрения о вреде панических настроений в обществе поддерживает Председатель Московского городского научного общества терапевтов, профессор Павел Воробьёв, который уверен, что никакой эпидемии коронавируса нет даже близко, и речь идет всего лишь о «локальной вспышке не изученной ранее болезни». 

Воробьев просит всех «включать голову. Эти вирусы волнообразно приходят в нашу жизнь и уходят из нее. Но это не причина устраивать всемирные потопы, как сейчас». 

Его призыв, к которому я целиком присоединяюсь - это дань культуре выживания, которая завещана нам историей не как мусульманская притча, а как руководство к действию в условиях, когда большинство стран, охваченные паникой, искусственно создают эффект системного кризиса на планете.

 Исмагил Шангареев, Стокгольм, 2020 г.