28 апреля 2016, четверг, 11:03
Erid: 2VtzqwJjqCN

«Мы думаем о том, чем мы кормим своих детей»

НИА-Севастополь

«Синоним качества - это органическое качество», - о том, почему производители переходят на органическое производство и каковы перспективы развития продаж и производства органики, представители этого сектора сельскохозяйственного производства и ритейла поговорили на Круглом столе «Органическое сельское хозяйство: новые возможности для развития бизнеса» в рамках V Международного агропромышленного молочного форума.

 

27-28 ноября 2018 года в Правительстве Московской области прошел V Международный агропромышленный молочный форум. В рамках форума состоялось заседание экспертного Клуба «Органическое сельское хозяйство: новые возможности для развития бизнеса».

 

Сегодня Россия занимает 14-е место в мире по количеству сертифицированной земли, напомнил модератор дискуссии Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза России, 22-е место по объему рынка органической продукции, а вот по количеству производителей лишь 135-е. В России действует лишь 90 производителей органики. И как результат, из той органической продукции, что реализуется в России, лишь 20 процентов произведено российскими производителями, это большая беда для внутреннего рынка, заметил Олег Мироненко.

 

Олег Мироненко рассказал, что закон об органике принимался непросто, и только благодаря тому, что президент страны подтолкнул закон, а это произошло на территории ярославской земли, закон был принят в августе этого года: «Закон является отсылочным, работать придется в соответствии с национальными стандартами. Кроме того, признано наконец юридически, что органическое производство развивается на территории РФ. Закон закрепил органику де-юре». Исполнительный директор НОС напомнил, что если производитель хочет попасть на полку магазина, надо пройти сертификацию. Органический знак будет готов к концу следующего года. Что касается стандартов, то сейчас в России действует три стандарта по органике. Первый вводит термины и определения, еще один определяет правила сертификации. Основной стандарт - это межгосударственный стандарт производства и маркировки органической продукции, он действует не только в России. Он был принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, сейчас он рассматривается как межгосударственный стандарт для стран ЕАЭС.

 

«Нас часто спрашивают, соответствуем ли мы международному праву. Российский закон об органике изначально согласовывался с международным сообществом. Идет интенсивная работа по дальнейшему согласованию межгосударственного стандарта. После этого можно поднимать вопрос взаимопризнания», - заметил Олег Мироненко.

 

О том, как сегодня в России действует сертификация органического производства, рассказала Людмила Кадрова, эксперт по органической сертификации «Органик эксперт». «Сертификаты позволяют производителю выделить свой продукт на рынке, а потребителю – защитить себя от фальсификата. Сейчас 9 предприятий прошли сертификацию, 3 в процессе, 7 в начале пути, - отметила Людмила Кадрова. – Так у нас уже прошли сертификацию такие предприятия как «АгриВолга», «Савинская Нива», в ближайшее время начнётся сертификация в компаниях «Нестле» и «HIPP». С начала декабря начинаем процесс формирования графика сертификации на следующий год. В рамках договоров с двумя европейскими сертификационными компаниями мы также инспектируем на соответствие европейскому стандарту. Поэтому уже сегодня у нас можно сертифицировать продукцию и для российского рынка, и для европейского».

 

Олег Мироненко напомнил, что ожидаются аккредитации новых компаний-сертификаторов. Но пока на рынке отсутствуют эксперты-профессионалы, этот рынок надо развивать.

 

Представители органического производства, в том числе молочной органики, рассказали о своем опыте работы.

 

Кластер «История Богимово» - первая компания, которая сертифицировала в России сыр как органический продукт. Компания работает в Калужской области и развивается с 2014 года. «В то время мы задумались, а чем же мы кормим своих детей, ­ - рассказал Эдуард Почивалин, управляющий партнер органического кластера "История в Богимово". - Увидели в Европе зеленый листок на продукции, подумали, что это просто маркетинговый ход, но потом узнали, что это особый знак, официально подтверждающий органический товар. Мы столкнулись тогда с отсутствием сертифицированных молочных продуктов у нас, но сейчас ситуация изменилась. Мы тоже сейчас имеем зеленый лист на товаре, пройдя также сертификацию и по российскому ГОСТу у сертификатора «Органик эксперт». Мы рады появлению российского закона об органике».

 

Корпорация «Органик» - компания, которая стала одной из первых органических производителей в России. Ее создатели тоже задумались о здоровье детей, которые должны есть здоровую пищу, заметила Валентина Сигаева, генеральный директор корпорации «Органик». Первый сертификат был получен компанией в 2010 году на всю линейку, органику компания продвигает в «Азбуке вкуса». «Мы сейчас модернизируем фермы, уже 7 ферм привели в порядок. Раньше мы перерабатывали 3 тонны молока , сейчас за 10 тонн. Перестроили водоочистку и воздухоочистку на производстве», - рассказала Валентина Сигаева.

 

«Органика - это вообще другой взгляд на бизнес и производство, - высказал свое мнение Сергей Коршунов, председатель правления Союза органического земледелия (СОЗ). - Может быть, если производитель не готов к этому – лучше остаться в своей нише и не переходить на органику. Заслуживает уважения попытка – результат же пока не очень понятный. Пока задача развития сферы органики – наша, как Союзов НОС и СОЗ, это работа с потребителями в первую очередь. Надо доносить ценность органики, которую будут производить потом производители». Мнение Сергей Коршунова о том, что не каждому производителю стоит браться за органику, а качество нашей органики не всегда высокое, вызвало полемику в зале, участники дискуссии согласились с экспертом.

 

Представители ритейла рассказали о том, как их сектор помогает продвигать органическую продукцию. «Мы планируем выделить органическую продукцию в блок. Но пока у нас ассортимент состоит из иностранных товаров. Рынок еще не наполнен российскими производителями, - заметила Елена Воронцова, руководитель направления фермерских продуктов «Азбука Вкуса». - Листок отделяет настоящую органику от представителей гринвошинга, которые искусственно завышают цены, выдавая свою продукцию за органическую. У нас жесткий отбор по вхождению в сеть, по качеству, и если продукт претендует быть органик, мы требуем сертификат – европейский или российский. Мы члены НОС, что дает нам оперативно быть на связи с коллегами и проверить производителя, является ли он органическим». Сертификация, подчеркнула Елена Воронцова, дает возможность покупателю отличить фермерскую продукцию от органической.

 

Стоимость органики пока высока, но этому есть основания. Снизить цену поможет развитие сектора и работа с потребителем. «Сегодня покупатель не готов платить в несколько раз большую цену, чем он заплатил за неорганический товар. Но чем больше у нас будет производителей, тем больше возможность у нас сократить эту дельту в цене, - считает Елена Воронцова. - Надо выстроить мостик между производителем и покупателем и обеспечить наличие товара на полке. Покупатель должен убедиться, что это органика, увидеть адекватную цену, информацию о производителе. Предстоит большая работа со всеми участниками отрасли – с точки зрения сертификации, разработки знака органики, информирования покупателя – чем органик-продукт отличается от промышленного продукта и фермерского продукта, чтобы сделать выбор, который повлияет в том числе на здоровье будущего поколения».

 

Пока, напомнила Елена Воронцова, российское органическое сырье в основном уходит на экспорт, там перерабатывается, и здесь уже мы покупаем конечный зарубежный органический продукт, который недешево стоит. «Что мешает нам самим перерабатывать сырье, выращенное в нашей стране, делать интересные продукты и давать покупателю в нашей стране потреблять качественный продукт?» - заметила спикер.

 

Олег Мироненко высказал мысль, что важно и развитие небольших магазинов – это ценно для тех производителей, которые не могут обеспечить большой объем, который нужен, например, для «Азбуки вкуса». Поэтому магазины типа «Углече поле. Органик Маркет» очень нужны.

 

«В 2007 году было принято решение создать объединение, которое занималось бы только органическим производством, так появилась компания «АгриВолга», производство полного цикла. В 2012 году возникла задача сбыта продукции под брендом «Углече Поле», - рассказал Максим Огладков, генеральный директор «Углече поле. Органик Маркет». - Сейчас есть пара-тройка сетей в этом сегменте, которая готова работать с органикой, потому что в этом есть будущее. «Азбука вкуса» наши партнеры в этом. Параллельно развивается и наша сеть сбыта. Но интенсивность ее развития соответствует спросу на рынке. Деятельность по продвижению закона об органике дала толчок развитию собственных розничных сетей. Мы также почувствовали, что и потребитель стал разбираться, что же он ест».

 

Сейчас в планах «Углече поле. Органик Маркет» открывать минимум по 5-7 магазинов в год, развивать розницу, а также сотрудничать с федеральными и локальными сетями. «Наши магазины - бутикового типа, площадью примерно 100 квадратных метров, - это позволяет собрать на полках примерно 90 процентов органики, которую мы производим сами или завозим из-за рубежа. Большие площади пока содержать нет смысла, нечем заполнить», - пояснил Максим Огладков.

 

Законодательство мешает производителям входить в сети, а магазинам «Углече поле. Органик Маркет» интересно работать с мелкими производителями, с теми , кто предлагает эксклюзивный продукт, причем продукцию можно поставлять даже не во всю сеть, а в часть магазинов, рассказал Максим Огладков. Елена Воронцова, в свою очередь, рассказала, что и у «Азбуки вкуса» есть такой опыт: «Ферма «Рябинки» поставляет всего лишь в 7 наших магазинов молоко, творог, йогурты, скоро картофель. У нас также есть опыт работы с фермерами – мы понимаем, что локальный поставщик не может покрыть своими поставками всю сеть. Мы указываем, что в этом магазине покупатель может приобрести такую продукцию. Мы также имеем собственное производство – это 1200 голов мясного скота, есть также растениеводство и овощеводство. Сейчас на прилавки 50 магазинов, а это меньше половины нашей сети, выходит мясо собственного производства «Азбуки вкуса»».

 

«Сейчас расплодилось огромное количество систем добровольной сертификации, их уже более 20. Конечному потребителю трудно определить качество конечной продукции. Пока высокое доверие заслужила европейская система сертификации», - рассказал Андрей Лысенков, директор департамента органической сертификации АНО РОСКАЧЕСТВО. Спикер напомнил, что Роскачество было создано в 2015 году распоряжением Правительства. По результатам последних исследований, большинство образцов отвечают ГОСТам и требованиям безопасности. «Но надо говорить о новом уровне качества – качестве органического продукта. Пока с тем качеством молока, что мы имеем, на зарубежных рынках нам делать нечего», - полагает Андрей Лысенков.

 

При этом в Европе литр органического молока продается примерно за 1 евро, в России цена выше. «Поэтому нет смысла смотреть на западные рынки, надо развивать внутренний рынок и популяризировать органические методы хозяйствования», - считает эксперт. Спикер заметил, что пока государство поддерживает (субсидиями, например) тех производителей, которые увеличивают удои и снижают себестоимость продукции, но это не улучшает качество. Большинство коров на привязном содержании, а это способствует заболеваниям. Также их обычно кормят промышленными кормами, а они часто содержат остатки пестицидов и ГМО.

 

«Те люди, которые к нам приходят, погружаются в тему органики и уже от нас не уходят. Они начинают понимать, зачем они это делают, - заметил Максим Огладков, подчеркнув важность работы с покупателем. - Важно вести такую пропагандистскую деятельность по вопросу отличий органических и неорганических продуктов. Пока потребители часто путают, о чем идет речь».

 

«Нужно пробовать, чувствовать тренд и следить за тем, как развивается органика в Европе, но применять свои решения в соответствии с российскими реалиями», - отметила Елена Воронцова. А Максим Огладков, со своей стороны, напомнил, что сейчас российская органика проходит тот же путь, который проходила органическая продукция несколько десятилетий назад в Европе. Да, сейчас органика дороже, и эта наценка составляет 20-30 процентов. «Но если нет менталитета готового покупателя, как ему можно продать органический продукт? Ему надо дать попробовать, и его надо приучить ко вкусу и к покупке органики», - считает эксперт.

 

«Мы пришли к принципам работы малыми фермами, это до 150 голов скота. На первом хозяйстве мы производим около 15 тонн молока в месяц, при увеличении объема цена снизится, - заметил, в свою очередь, Эдуард Почивалин. – Потребитель готов платить за качество, главное – правильно его образовывать».

 

«Надо смотреть не на сиюминутную ситуацию на рынке, а думать на перспективу. Надо популяризировать органическую продукцию, - убежден Андрей Лысенков, - ведь именно спрос рождает потребление. Синонимом качества является органическое качество».