Широкие перспективыНИА-Севастополь
Как отразились санкции на рынке медоборудования? Россия за последние месяцы подверглась беспрецедентному санкционному давлению, однако жесткие экономические санкции не распространяются на рынок лекарств и медоборудования. По словам директора по развитию компании МедКомплекс А.В.К.Сергея Айрапетяна, «основная проблема сейчас -это проблема логистики». Сроки поставки увеличились.Во-первых, это связано со с ограничениями передвижения автомобильного и морскоготранспорта и с отсутствием прямого авиасообщения со странами Европы(за исключением Сербии) и Северной Америки. Во-вторых,возникли проблемы ценообразования в связи с колебаниями курса рубля. Россия увеличилазакупкув других государствах, прежде всего в Китае, а такжепредприняла усилия по производству собственной медтехники. Минздрав оценивает долю отечественных медизделий в 31%. Минпромторг поставил задачу нарастить долю отечественного медицинского оборудования на рынке до 50% за два года и до 80% — к 2030 году. Данные Росстата свидетельствуют, что в мае 2022 г. в России была выпущена медицинская техника на сумму 2,6 млрд руб., что на 20,4% больше, чем в том же месяце 2021 г. Всего же с начала года было выпущено оборудования на 12,6 млрд руб., чтона 42,6% выше показателей аналогичного периода прошлого года. “Основная задача сейчас - ускорить производство в Российской Федерации. Из-за ухода конкурентов с рынка на отечественных производителейлёг большой объем поставок,” – рассказывает Сергей Айрапетян. В России уже есть серийное производство различных видов медицинского оборудования, включая компьютерные томографы, рентгеновскую технику, аппараты УЗИ, ИВЛ, эндоскопы, лабораторную технику, стерилизационное оборудование и другое. Более половины номенклатурных позиций медтехники уже производится российскими компаниями, особенно напредприятиях военно-промышленного комплекса. Например, «Ростовский монитор» и «Экситон» выпускают электрокардиографы, холтеровскиесистемы идефибрилляторы, Касимовский завод - оборудование для стерилизации,есть и российские предприятия, производящиевысокотехнологичное оборудование. «На сегодняшний день очень много смежных отраслей, которые могут помочь в создании своего продукта, не уступающего по качеству иностранному, но все упирается в финансирование и долгосрочность намерений», - считает эксперт. Однако возникают проблемы со сложной техникой (например, с аппаратами МРТ), связанные с послепродажным сервисом и технической поддержкой пользователей. Для поддержки предприятий правительством РФ сформирована система финансовых мер, которая охватывает все уровни создания продукта — от разработки до вывода на рынок. Речь, в частности, идет о субсидиях на возмещение затрат, займах Фонда развития промышленности, механизме льготного кредитования на закупку материалов и комплектующих, системе грантов на реализацию инновационных проектов в рамках федеральных и региональных фондов и других мерах поддержки.Ноналадить полный цикл производства медицинских изделий и оборудования мешает процедура государственной регистрации. Изменения в законодательстве могли бы существенно сократить сроки программ импортозамещения. МедКомплекс А.В.К. работает с каждым производителем. Информация о всех изделиях находится в открытом доступе, и любой партнер может узнать о наличии и стоимости продукции. Поскольку закупки носят плановый характер, ажиотажного спроса не возникает. Если в прошлом году на площадке компании ежедневно совершалось около 400 сделок, то сейчас их более 500. Благодаря постоянному анализу прогнозируется, сколько и какой продукции нужно хранить на складе. «Наша компания с момента создания делала ставку на планирование и стабильность», - утверждает Сергей Айрапетян. Свой вклад в развитие отрасли МедКомплекс А.В.К. видит в продвижении российских брендов медицинского оборудования.«Мы первые начали предлагать производителям не только осуществление закупки товаров, но и продвижение и развитие бренда на федеральном уровне. А сейчас для вывода различных категорий отечественного медицинского оборудования и мебели на рынок у нас есть все возможности и уже накоплен огромный опыт», - уверены в компании. На становлениебренда уходит полтора года. Для чего нужен новый продукт, как на его появление отреагирует рынок и конкурентная среда? Сейчас происходит укрупнение игроков на рынке медоборудования с целью налаживаниялогистики и сохранения своей доли. «Лучше объединиться, чем уходить с рынка», - заявляетСергей Айрапетян. Несмотря на неопределенность и сложности, связанные с параллельным импортом, российскийрынок медицинского оборудования является перспективным. После уходазарубежных конкурентов у отечественного производителя появилась возможность для выпуска новых медицинских изделий и занятия новых ниш. Борис Нижегородцев, Москва |
|