Антироссийские санкции дали шанс порту Севастополя стать суперхабомНИА-Севастополь
Согласно данным Федеральной таможенной службы России, по итогам прошлого года Китай занимает первое место в структуре импорта в Россию (доля поставок из Поднебесной достигает почти 25%). За ним с большим отставанием шли Германия (9,3%), США (5,8%), Белоруссия (5,3%), Республика Корея (4,4%), Франция (4,2%), Италия (4,1%), Япония (3,1). С началом специальной военной операции на Украине страны Запада и их восточные союзники стали вводить жесткие санкции в отношении Российской Федерации. Иностранные компании начали массовый исход или приостановку своей деятельности на российском рынке. Это значит, что страны, которые отказались следовать примеру США и их союзников, смогут значительно нарастить свою долю на российском рынке. И в первую очередь речь идет о Китае. На этом фоне у крымских портов появляется реальный шанс стать крупным морским суперхабом, где первую скрипку сможет сыграть Севастополь. Дешевая альтернатива В том, что порты Крыма могут сыграть важную роль в создании новой логистической системы России, уверен руководитель компании «Простая логистика» Николай Макаров. Его фирма уже пять лет занимается доставкой товаров из Поднебесной. «На данный момент доставка грузов морем – самая дешевая. Этим активно пользуются порты Дальнего Востока. Но чтобы затем доставить товары из Китая в Крым, нужно провести очень много логистических операций – доставить их в Москву, затем перегрузить контейнер на фуру, потому что воспользоваться услугами железной дороги невозможно, несмотря на введение общероссийских санкций, РЖД все еще не начала напрямую работать с Крымом. Все это, естественно, сказывается на стоимости доставки», – сказал Николай Макаров ForPost. По его словам, сегодня доставка контейнера с мебелью из Китая в Крым через порт Находки и Москву с учетом всех платежей обходится в сумму порядка $20 тысяч. «Если доставлять морем напрямую в Крым – это будет дешевле примерно на 30%», – подсчитал Николай Макаров. Кроме того, порты Дальнего Востока перегружены, судам приходится стоять в очереди. «Так что не факт, даже с учетом расстояния, что доставка грузов в Крым займет сильно больше времени», – отметил руководитель компании «Простая логистика». Плюсы и минусы Самый перспективный порт для создания суперхаба в Крыму находится в Севастополе – речь о мощностях компании «Авлита», которая на момент возвращения полуострова в состав России принадлежала украинскому магнату Ринату Ахметову. По некоторым данным, компания до сих пор связана со структурами украинского бизнесмена. «Он достаточно хорошо оснащен. К нему ведет железнодорожная ветка. Кроме того, у этого порта уже был опыт работы с Китаем, он вполне может стать важной площадкой суперхаба», – считает собеседник ForPost. По мнению Николая Макарова, крымские порты могут выиграть конкурентную борьбу даже у портов Краснодарского края. «Порт в Новороссийске требует модернизации. В частности, у него нет рентгена. Там таможенники довольно часто проводят досмотр и делают это не очень аккуратно. У порта не самая лучшая репутация», – сказал Николай Макаров. Конечно, и крымские порты требуют обновления. И здесь важную роль играют деловые качества местных властей. Помочь в развитии местной портовой инфраструктуры должна свободная экономическая зона, которая была создана здесь после воссоединения с РФ. Для создания суперхаба в Крыму также придется решать и более глобальные проблемы. В частности, если с грузовыми судами у России серьезных проблем нет, то с контейнерами реальная проблема. «В основном мы арендуем европейские и американские контейнеры. Это порядка 90% всего контейнерного парка на территории Китая. Сейчас западные компании отказываются работать с Россией, поэтому нам с Китаем надо формировать свои парки контейнеров. У нас есть заводы по производству контейнеров. В Китае их делать дешевле и проще», – подчеркнул руководитель компании «Простая логистика». Кроме того, на территории Крыма и Севастополя нужно создавать отстойники для контейнеров. Еще одна проблема, которую нужно решить при организации регулярного портового сообщения в Крыму, – какие грузы отправлять обратно в Китай. Суда не должны возвращаться в Поднебесную пустыми. Китайцы заинтересованы в поставках различного аграрного сырья, продуктов питания, дерева, металлов и других продуктов. И в этом вопросе Крыма должна помочь Центральная Россия. «При правильном подходе суперхаб в Севастополе может обеспечивать грузопоток с Китаем для всей европейской части страны», – подчеркнул Николай Макаров. Источник ForPost |
|